Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования

"Центр творческого развития и гуманитарного образования  
"Эрудит"

Возникают вопросы? Звоните!

8(8482) 37-30-54

8(8482) 32-39-31

 

Аннотация к программе

Реализация курса «Деятельность психолога в очаге экстремальной ситуации» в рамках предпрофильной ориентации старших подростков

Антюфеева Екатерина Викторовна

заведующая отделом психолого-социально-педагогической службы МБОУДОД ЦТРГО «Эрудит»

Аннотация. Рассматривается новый подход, предложенный к структурированию и систематизации учебного материала по курсу «Деятельность психолога в очаге экстремальной ситуации», предназначенный для обучающихся старших классов общеобразовательных школ и направленный на формирование у них представления о профессии психолога, работающего в чрезвычайных условиях.
Ключевые слова. Профессиональная деятельность психолога, интенсивное эмоциональное переживание, психотравма, чрезвычайная (экстремальная) ситуация, экстренная психологическая помощь, дезорганизация, стресс.

 

Рост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов) в нашей стране за последние годы диктует необходимость подготовки специалистов, способных оказывать экстренную психологическую помощь жертвам подобных ситуаций. Многочисленные социологические исследования, проведенные среди выпускников школ, выявили следующие востребованные качества успешного молодого человека: умение найти выход из сложной ситуации, независимость и собственная позиция. Именно поэтому современные подростки уже в стенах школы нуждаются в знаниях психологии человека. Ни в одной школе «психология» не является предметом, входящим в базисный учебный план. В рамках предпрофильной ориентации данная программа может вызвать интерес у обучающихся 9-х классов, планирующих быть педагогами, психологами, социальными работниками. Курс «Деятельность психолога в очаге экстремальной ситуации» реализуется с 2012 года на группах обучающихся старших классов. Программа курса прошла апробацию на базе МБОУДОД ЦТРГО «Эрудит» г.о. Тольятти. За период с 2012 по 2015 гг. обучение по данному курсу прошли 100 обучающихся МБУ г.о.Тольятти.
Цель данной программы: информирование учащихся о профессиональной деятельности психолога, работающего в экстремальных ситуациях.
Задачи программы:
1. сформировать общее представление о специфике профессии психолога, работающего в экстремальной ситуации;
2. познакомить учащихся с понятиями: «психология экстремальных ситуаций», «стресс», «экстренная психологическая помощь»;
3. познакомить учащихся со стадиями стресса, со способами самовосстановления в стрессовой ситуации, а также с основными формами реабилитации;
4. обеспечить условия для практической и творческой деятельности обучающихся.
В содержании курса «Деятельность психолога в очаге экстремальной ситуации» включены следующие виды знаний:
- основные понятия, связанные с психологией чрезвычайных ситуаций: интенсивное эмоциональное переживание, психотравма, чрезвычайная (экстремальная) ситуация, экстренная психологическая помощь, дезорганизация, стресс;
- принципы оказания помощи, перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций;
- теория стресса Г.Селье и посттравматического расстройства;
- активные способы повышения общей устойчивости человеческого организма от стресса, массовые формы работы с детьми и подростками, родителями, технология рисования представления человеком своего будущего.


В содержании программы представлены следующие виды деятельности учащихся:
- практическая – отработка способов совладания со стрессом, освоение основных форм реабилитации детей подростков, особенностям взаимодействия с родителями и педагогами для успешной реабилитации детей;
- экспериментально-исследовательская – проведение пробы определения реакции на стресс, проведение сравнительного анализа общемировых факторов, вызывающих стресс, исследование способов снижения уровня стресса, разработка перечня совместных мероприятий для организации детей и подростков, переживших травматические события;
- мотивационно-оценочная - выявление склонности (предрасположенности) к определенным типам профессии, выявление склонности к образному или логическому мышлению, определение ожиданий и достижений.
Каждое занятие строится по следующей схеме: знакомство с теоретическими аспектами, выполнения задания, вербализация этого процесса, тематическая беседа. В данной программе предложены авторские упражнения, известные психологические техники и методики, адаптированные для занятий со старшими подростками и позволяющие в ходе обучения познакомиться с теоретическими и практическими основами профессии психолога, работающего в экстремальной ситуации и необходимый диагностический инструментарий.


Основные методы и техники используемые в программе:
- игровые методы, арт-терапия (свободное и тематическое рисование), моделирование и анализ проблемных ситуаций, проективные методы вербального и рисуночного типа.
Основания для отбора содержания программы: общность и типичность знаний о психологии экстремальных ситуаций; возможность отобранного материала за короткий срок достичь оптимальных результатов в ознакомлении учащихся старших классов с особенностями профессиональной деятельности психолога, работающего в экстремальной ситуации; необходимость отобранного материала для самопознания.


Ожидаемые результаты и формы контроля освоения курса:
-знать: о теоретических и практических представлениях специфики работы психолога в экстремальной ситуации, то есть целесообразности психологического труда, предмете труда, инструментариях;
- понимать: особенности стадий протекания стресса как основной источник психологической информации, особенностях реабилитаций детей, попавших в экстремальную ситуацию.
- уметь: работать с психологическими методиками, в процессе выполнения практических упражнений.


Текущие формы контроля: анкетирование, самостоятельные работы, тестирование. В качестве итогового контроля выступают следующие формы: практическая работа, написание эссе, отслеживание основных показателей учащихся с помощью психодиагностических процедур.
Работа по программе «Психолог в экстремальной ситуации» строиться по стратегии последовательного овладения темами курса (не предполагается переход к следующим темам, минуя предыдущие).


Специфика курса «Деятельность психолога в очаге экстремальной ситуации заключается в выполнении заданий в рабочей тетради для учащихся 9-х классов, в работе с электронным диском, где содержатся специально подобранные к каждой теме видеосюжеты, а также специально подобранная библиотека. Работа с электронным приложением поможет лучше усвоить теоретические основы психологической деятельности в экстремальной ситуации. Для организации полноценного учебного процесса необходимо обеспечить учащимся возможность доступа к электронному приложению в наиболее удобное для него время.
Для проведения групповых занятий педагогу необходимо наличие опыта работы с подростками 14-15 лет. Количество учащихся в группе: 10-15 человек.

Войти на сайт

Контактная информация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Эрудит" городского округа Тольятти
Наш адрес: 445026, РФ, Самарская область, г. Тольятти, б-р Баумана, 3.
Телефоны: 8(8482)37-30-54, 8(8482)37-18-14
Факс: 8(8482)67-43-92
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.