Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования

"Центр творческого развития и гуманитарного образования  
"Эрудит"

Возникают вопросы? Звоните!

8(8482) 37-30-54

8(8482) 32-39-31

 

Развитие внимания и воображения у детей

Памятка по развитию внимания и воображения у детей

Нугуманова Дарья Александровна

педагог-психолог 

Воображе́ние - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. 

Внимание – функция интереса. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.

 

 В данном материале предлагаются эффективные упражнения для развития  воображения и внимания у детей разного возраста.

 

 

 

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Фантазия - разновидность творческого воображения - ситуация, представляемая человеком, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазии могут носить любой характер.
Фантазия - нереальное сочетание реальных элементов.

Воображение – серьезная составляющая успеха для многих людей. Не стоит думать, что только художники или поэты нуждаются в занятиях по развитию воображения. Напротив, каждый ребенок, а после и взрослые, рано или поздно сталкиваются с необходимостью использования собственного воображения в работе, творческой и профессиональной деятельности.
Как правило, различные упражнения и тренировки воображения заложены в курс детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие воображения у старшеклассников проходит несколько сложнее и требует аналогично серьезной концентрации и внимательности. Занятия по развитию воображения проходят чаще всего в игровой форме, независимо от возраста и социального положения участников.

Рекомендуемые приемы развития воображения:
- перекомбинирование и комбинирование образов. Например, задание заключается в поиске знакомых фигур в различных изображениях - выбранная фигура или изображение должна быть найдена в окружающих предметах, книгах или картинках. Затем аналогичные задания могут усложняться для того, чтобы воображение тренировалось - искать выбранное изображение нужно не только в окружающих предметах, но также в разных предметных изображениях.
- дорисовывание. На основе одного элемента или фигуры предлагается дорисовать другие или же создать целый образ, который будет кардинально отличаться от заданного. Так, у детей из простых геометрических фигур рождаются пейзажи, животные или целые картины, взрослые часто не отстают от них и создают прекрасные абстракции и рисунки.
- составление рассказа - опорные слова помогут в группе составить целый рассказ или рисунок, который будет постепенно добавляться каждым новым участником. Даже элементарные последовательные рисунки, которые выполняются всей группой позволят мыслить более ярко и нестандартно, так воображение будет развиваться активнее.
- обогащение жизненного опыта. Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить. Рекомендуйте детям книги к прочтению, цитируйте сами что-то.
- использование загадок.
- поощрение творческого проявления ребенка.

Примерные упражнения по развитию воображения

Упражнение 1.
Выберите предмет на уровне глаз на расстоянии 1 - 3 метра. Предмет для начала должен быть очень простым: книжка, ручка, спичечный коробок. Закройте глаза, представьте себе белое, пустое светящееся пространство. Держите его четкий образ перед мысленным взором 3 - 5 минут. Потом откройте глаза и 3 - 5 минут созерцайте предмет. При этом не думайте о нем, а просто смотрите сквозь него, как будто вы смотрите вдаль, пытаясь охватить предмет в целом. Закройте глаза и представьте себе этот предмет в воображении, поместив его в белое светящееся пространство на 3 - 5 минут. Упражнение нужно проделать 5 - 8 раз, стараясь выполнять его спокойно, не напрягаясь, без усилий воли.

Упражнение 2.
Лежа в постели, перед сном, закройте глаза и представьте себе черную букву «А» на белом фоне. Держите в воображении образ буквы несколько минут. Буква может изменяться в форме, уплывать, уменьшаться - спокойно возвращайте ее на прежнее место в первоначальном виде. На следующий день таким же образом представьте букву «Б». Держите букву в своем воображении до тех пор, пока образ не будет четко фиксироваться. На следующем этапе этого упражнения удерживайте сочетания букв «АБ», потом «ВГ» и так далее. Потом удерживайте в своем воображении уже три буквы. Некоторым сразу удается удерживать на мысленном экране 5 и более букв. Работайте дальше, доведите количество удерживаемых в воображении букв до десяти. Упражнение также способствует развитию концентрации внимания, расширению объема восприятия, улучшению памяти.

Упражнение 3.
Представьте себе небольшой красный квадрат, зафиксируйте его в воображении. Теперь представьте, что квадрат увеличивается в размерах, расходится гранями в бесконечность. Теперь перед вами красное пространство, созерцайте его. На следующий день проделайте такой же опыт с оранжевым пространством. Затем с желтым, зеленым, голубым, синим и фиолетовым. Научившись этому, перейдите к более сложным вещам. Представьте себе сначала красный цвет, плавно переходящий в оранжевый, оранжевый переходит в желтый и так до фиолетового. Затем от фиолетового нужно вернуться назад. Потом представьте себе краснокожих людей, идущих по зеленому лесу. Кожа людей постепенно становится оранжевой, желтой - и так до фиолетового. Затем она опять постепенно становится красной.

Упражнение 4.
Представьте себе яблоко. Начинайте вращать его в пространстве по часовой стрелке. Представьте, как оно вылетает из вашей головы и летает по комнате. Разместите яблоко напротив вашей переносицы, смотрите на него. Осторожно попытайтесь мысленно войти в него, почувствовать себя в его размере, форме. Затем отлетите в яблоке от тела на один метр вверх и смотрите на мир с этой точки. Вы должны увидеть внизу свое тело, стены комнаты, мебель, близкий потолок.

Упражнение 5.
Посмотрите внимательно на любой предмет. Закройте глаза, попытайтесь увидеть тот же предмет на том же месте. Откройте глаза, сравните воображаемый объект с настоящим. Опять закройте глаза. Откройте. Добивайтесь максимального тождества физического и воображаемого. По мере продвижения вперед в своих занятиях, рассматриваемые предметы должны становиться все сложнее. Затем начинайте так глядеть на животных и людей.

Упражнение 6.
Учитесь с открытыми глазами создавать в пространстве какой-нибудь мыслеобраз. Например, представьте, что у вас на столе стоит ваза с разными цветами. Постарайтесь увидеть ее там.

Упражнение 7.
Совершайте мысленные путешествия. Представьте, как вы прошлись по комнате, залу, кухне, вышли в коридор, вернулись. Представьте, как вы вышли из дому, идете по улице, садитесь в автобус, едете в лес, на речку, купаетесь и так далее.

Внимание

Для формирования и мобилизации внимания необходимо, чтобы занятие отвечало всем методическим требованиям. Важным условием формирования и мобилизации внимания является готовность воспринимать материал, темп работы. Живой, ускоренный темп ведения занятий лучше мобилизует внимание. Очень важно для мобилизации внимания, что бы занятие проходило интересно, не по учебнику. Скучное преподавание - один из источников рассеянности внимания школьников, в этом случае развитие внимания будет затруднено, многие недостатки внимания исчезают в результате правильно организованной учебной работы. 


Непроизвольное внимание - вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.
Причины возникновения непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся предметы
  • Контрастность предметов или явлений.
  • Внутреннее состояние человека.

 

Произвольное внимание. Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Развивать внимание надо наглядностью, эмоциональностью, интересным материалом включать непроизвольное внимание. Для этого в центре «Эрудит» имеются интерактивные доски, возможность использовать на занятии проектор, медиасредства.
Интересные формы работы:

  • диалоги; 
  • работа в группах; 
  • игровые методики; 
  • информационные минутки; 
  • эвристический подход.

Рекомендуемые приемы развития внимания:
- чередование сильной концентрации внимания с менее напряженной работой
- переключение на более интересные виды действия (вызвать сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания)

Условия, благоприятствующие развитию произвольного внимания:
1. Нормальное физическое и психическое состояние.
2. Планомерная организация работы (создание благоприятных внешних и внутренних условий).
3. Четкая постановка цели.
4. Сочетание умственных и физических действий (например, конспектирование при чтении).

Примерные упражнения по развитию внимания

Упражнение 1.
Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3-4 сек. Перечислите детали (предметы), которые запомнились.

Упражнение 2.
1. Поставьте будильник перед телевизором во время какой-либо интересной программы.
2. В течение 2-х минут удерживайте внимание только на секундной стрелке, не отвлекаясь на ТВ-передачу.

Упражнение 3.
1. Возьмите два фломастера.
2. Попробуйте рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и заканчивая. Одной рукой — круг, второй — треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник — с острыми кончиками углов.
3. А теперь попробуйте нарисовать за 1 мин. максимум кругов и треугольников.
Система оценивания:
меньше 5 — плохо;
5-7 —средне;
8-10 — хорошо;
больше 10 — отлично.

Упражнение 4.
1. Нарисуйте одновременно круг и треугольник двумя разными пальцами одной руки.
2. Придумайте, как закрепить фломастеры, потренируйтесь.
3. Сколько вы нарисуете кругов и треугольников таким образом за 5 минут?
Оцените себя:
ни одного — плохо;
1-3 — неплохо;
4-5 — хорошо;
более 5 — отлично.

Упражнение 5.
Теперь рисуйте так же, но разные цифры: 1 и 2, или 2 и 3, или 3 и 4 и т. д.

Упражнение 6.
Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).
1. Невкусный этот омар и яблоки вкусные. Няня, дай свежие - в апельсиновом желе!
2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.
3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!
4. Ковал я железо ярким днем.

Упражнение 7.
1. Перед собой поставьте какой-нибудь предмет.
2. Спокойно и внимательно смотрите на него несколько минут.
3. Закройте глаза и вспомните вещь во всех деталях.
4. Откройте глаза и найдите «пропущенные» детали.
5. Закройте глаза.
6. Повторяйте так до тех пор, пока не будете в состоянии абсолютно точно воспроизвести предмет в своей памяти.

Упражнение 8.
1. Спрячьте использованную в предыдущем упражнении вещь.
2. Нарисуйте ее во всех деталях.
3. Сравните оригинал с рисунком.

Упражнение 9.
1. Сегодня перед сном вспомните все лица и предметы, с которыми сталкивались за день.
2. Припомните слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Дословно повторите то, что было сказано.
3. Восстановите в памяти последнее совещание, лекцию и т. п. Вспомните речи, манеры и жесты ораторов, проанализируйте их.
4. Дайте оценку своей наблюдательности и памяти.

Упражнение 10.
1. Положите на стол семь различных предметов, накройте их чем-нибудь.
2. Снимите покрывало, сосчитайте медленно до десяти, снова накройте предметы и опишите предметы на бумаге как можно полнее.
3. Увеличивайте количество предметов.

Упражнение 11.
1. Зайдите в незнакомую комнату.
2. Быстро осмотрите обстановку и «сфотографируйте» в уме как можно большее количество характерных черт и предметов.
3. Выйдите и запишите все, что видели. Сравните записанное с оригиналом.

Упражнение 12.
1. Представьте, что изучаете изображение, например, движущегося автомобиля.
2. Вызовите при этом характерные звуковые ощущения.
3. Делайте это всегда, когда нужно что-то основательно запомнить.

Упражнение 13.
1. Возьмите любое стихотворение.
2. Выделите в нем фразы.
3. К каждой фразе поставьте несколько вопросов. Делайте это всякий раз, когда вам нужно что-то хорошо запомнить.

Упражнение 14.
1. Определите себе маршрут движения от пункта А до пункта Б.
2. Пройдите пешком этот путь, замечая все яркие приметы.
3. Составьте карту необычных примет.

Упражнение 15.
Понаблюдайте одновременно за несколькими объектами сразу, одинаково хорошо воспринимая каждый из них, при этом концентрируйте внимание на том предмете, который вы выберете главным.

Упражнение 16.
Станиславский все пространство внимания разделил на три круга:
большой — все обозримое и воспринимаемое пространство (в театре — весь зрительный зал);
средний — круг непосредственного общения и ориентировки (в театре — сцена с актерами);
малый — сам человек и ближайшее пространство (в театре — сам артист и ближайшее пространство, в котором он играет роль).
Владимир Леви добавил четвертый круг: внутреннее психологическое пространство человека.
1. Представьте, что у вас в голове находится мощный прожектор.
2. Выберите точку в большом круге и точку на границе малого и внутреннего.
3. Совершите «взмахи» луча «прожектора» от одной точки до другой и обратно. При этом предельно цепко «впивайтесь» в выбранные точки.

Войти на сайт

Контактная информация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Эрудит" городского округа Тольятти
Наш адрес: 445026, РФ, Самарская область, г. Тольятти, б-р Баумана, 3.
Телефоны: 8(8482)37-30-54, 8(8482)37-18-14
Факс: 8(8482)67-43-92
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.